22:09
Международный педагогический форум

25 ноября 2021 года студенты педагогического факультета гр.18ДОНО-о-41 приняли участие в Международном педагогическом форуме «Современное состояние системы непрерывного педагогического образования и перспективы её интеграционного развития», приуроченного к 30-летию создания Содружества Независимых Государств. Форум проводился с широким участием представителей Министерств образования, руководства педагогических вузов, колледжей, организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств-участников СНГ при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и

Исполкома СНГ. Ответственными организаторами Форума являются Московский педагогический государственный университет, Евразийская ассоциация педагогических университетов и Ассоциация развития педагогического образования.

В Форуме приняли участие представители министерств образования (и науки) государств-участников СНГ и руководители образовательных организаций, реализующих программы педагогического образования.С основным докладом «Поддержка и развитие интеграционных процессов в сфереподготовки педагогических кадров» выступил ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков. В пленарной части Форума с подробным анализом и перспективами развития современного состояния педагогического образования в странах Содружества выступили ректоры ведущих педагогических университетов: А.И. Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка; Д.Н. Билялов, ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая; Т.О. Абдырахманов, ректор Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева; М.В. Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского; Н.У.Гаффори, ректор Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни; А.Ю. Умаров, ректор Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами; А.В. Хоецян, ректор Армянского государственного педагогического университета имени Х. Абовяна.

По итогам работы Форума участниками был принят Меморандум.

 

Меморандум международного форума

«Современное состояние системы непрерывного педагогического образования и перспективы ее интеграционного развития»,

приуроченного к 30-летию создания

Содружества Независимых Государств

 

Участники Форума отмечают, что современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет основы экономического и социального прогресса, как всей человеческой цивилизации, так и отдельных государств, и народов.

В связи с этим ключевым направлением государственной политики сотрудничества государств – участников СНГ в области образования является формирование общего образовательного пространства Содружества. В этом направлении Исполнительным комитетом СНГ и парламентами государств – участников Содружества проведена значительная работа по созданию нормативно-правовых актов и организации мероприятий, поддерживающих интеграционные процессы в сфере образования.

В их числе принятие Кодекса об образовании и модельных законодательных актов по всем уровням образования, соглашений о признании дипломов о высшем образовании, повышении квалификации педагогических работников, предоставлении равных прав гражданам государств – участников Содружества Независимых Государств для поступления в высшие учебные заведения государств – участников СНГ.

Статус базовых организаций государств – участников СНГ придан ряду высших учебных заведений Содружества, которые активно поддерживают интеграционные процессы на постсоветском пространстве: организуют дискуссионные и конкурсные площадки в сфере профессионального образования; проводят научно-практические конференции, форумы, семинары; способствуют развитию сетевых форматов сотрудничества.

Развивается проект «Сетевой университет СНГ», инициированный в 2008 году Российским университетом дружбы народов, базовой организацией государств – участников СНГ в области информационного обеспечения образовательных систем. В его состав входят 39 ведущих университетов из 9 стран Содружества. Благодаря проекту в вузах стран Содружества с 2010 года прошли обучение 1243 магистранта.

Создана межгосударственная организация для интеграции вузов в сфере подготовки педагогических кадров – Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ), в которую в настоящее время входят 49 вузов стран Содружества. Создана и развивается Евразийская ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО).

Советом глав правительств СНГ учрежден нагрудный знак «Отличник образования Содружества Независимых Государств». Этой награды удостоены 56 педагогов и работников образования государств – участников СНГ за значительный вклад в развитие общего образовательного пространства Содружества и высокие достижения в обучении и воспитании детей и молодежи.

Советом по сотрудничеству в области образования государств –участников СНГ утверждено Положение о международном фестивале педагогического мастерства и проведен первый фестиваль в трех номинациях: «Учитель», «Воспитатель» и «Психолог/ социальный педагог».

Участники Форума отмечают, что все эти события способствуют дальнейшему сближению стран Содружества в сфере образования. При этом приоритетным направлением для государств – участников СНГ является система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития государств – участников СНГ, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений – умения учиться самостоятельно.

 

Современное педагогическое образование, по мнению участников дискуссии, должно быть направлено на подготовку педагога, способного самостоятельно проектировать образовательный процесс на основе использования инновационных технологий обучения и воспитания, соответствующих методологии системно-деятельностного подхода. Для решения этих задач необходима:

- поддержка системы воспитания, направленной на развитие гражданской ответственности, толерантности, взаимоуважения, правовой культуры, бережного отношения к людям, природе и окружающей среде, обеспечивающей гуманистический характер подготовки будущих педагогов;

- подготовка педагогических кадров более широкого социального диапазона, связанного с образованием и воспитанием подрастающего поколения (например: педагог-психолог, социальный педагог, культуролог, валеолог, специалист по детской и юношеской журналистике и др.);

- реализация системы меры по подготовке педагогов, умеющих создавать равные возможности для образования всех обучающихся, независимо от пола, возраста, социального статуса, жизненного контекста, этнической принадлежности и т.д.; эффективно взаимодействовать с обучающимися и их родителями в многонациональных и разнородных классах/ группах, уделять больше внимания здоровьесбережению, объединению, включению в коллектив талантливых детей и обучающихся с особыми потребностями, учитывать и поддерживать уникальность личности каждого ребенка.

 

Особое внимание, как считают участники Форума, должно быть уделено единым подходам к гармонизации государственных образовательных стандартов государств – участников СНГ, способных обеспечить преемственность и вариативность систем образования государств, входящих в Содружество. В ходе обсуждения неоднократно подчеркивалось, что важнейшую роль в создании общего образовательного пространства играет разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества высшего педагогического образования. При этом согласование критериев и технологий мониторинговых исследований возможно не только на межгосударственном (административном) уровне через гармонизацию соответствующей нормативно-правовой базы, но и через профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, ассоциации оценки качества образования, международные рейтинги образовательных организаций стран Содружества. В этой связи актуализируется задача разработки профессиональных стандартов, описывающих требования и условия профессиональной деятельности различных категорий педагогических работников (педагог, социальный педагог, тьютор, методист, педагог-менеджер и др.) и уровней образования. По мнению участников Форума, для реализации данной задачи необходимо:

- использовать наиболее успешный международный опыт (в частности, международные классификаторы профессий);

- определить в стандарте профессиональные функции, набор требуемых компетенций, описать условия труда;

- создать примерные нормативы деятельности для разных категорий педагогических работников.

 

По мнению участников Форума, пополнение научно-педагогического состава педагогических вузов молодыми преподавателями и учеными становится в настоящее время значимой проблемой. В учреждениях СНГ, ведущих подготовку педкадров, молодые преподаватели (в возрасте до 35 лет) составляют менее 9%. Своевременная ротация кадрового состава вузов замедлилась, заметно нарастает старение научно-педагогических кадров. ЕАПУ выделила эту проблему как ключевую в своей работе и в рамках своих полномочий создала Совет молодых преподавателей. При его непосредственном участии организуются конкурсы, школы молодого преподавателя, осуществляется наставническое сопровождение. Участники Форума предлагают всем организациям, ведущим подготовку педагогических кадров, разработать систему мер, обеспечивающих методическую, моральную и материальную поддержку молодых преподавателей.

 

Участники форума считают необходимым заявить, что основополагающим фактором развития интеграционных процессов в сфере педагогического образования является использование русского языка как средства международного общения. Русский язык является рабочим языком общения для Содружества Независимых Государств и остается инструментом коммуникационно-информационной деятельности вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Русский язык востребован национальными образовательными системами и в этой связи проблемы обучения русскому языку в системе педагогического образования приобретают особое значение. В целях дальнейшего укрепления интеграционных процессов необходима стратегия, предусматривающая развитие и укрепление русского языка в системе подготовке педагогических кадров на всем евразийском образовательном пространстве. Эта проблема так же привлечет внимание участников настоящего Форума.

 

Участники Форума выражают твердую уверенность в том, что интеграционные процессы в сфере подготовки педагогических кадров в странах Содружества призваны способствовать формированию общего образовательного пространства, характеризующегося общностью принципов государственной политики в сфере образования; согласованностью национальных стратегий развития педагогического образования, требований государственных образовательных стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров; равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территории государств – участников СНГ.

Последовательная гармонизация и сближение национальных систем подготовки педагогических кадров, по мнению участников Форума, внесет существенный вклад в развитие кадрового потенциала стран Содружества, будет способствовать удовлетворению потребностей растущей экономики и рынка труда, общему развитию Содружества и его государств – участников, станет надежным фундаментом дальнейшего устойчивого развития. Сотрудничество в сфере педагогического образования отвечает интересам всех стран Содружества.

Просмотров: 150 | Добавил: Педфак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0