Педфак на Конференции в МГУ имени М. В. Ломоносова

16-20 мая в МГУ имени М. В. Ломоносова прошла VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2018), которая была учреждена как продолжение Всемирной конференции, прошедшей под эгидой ЮНЕСКО в Москве в 2010 году. С тех пор Конференция проходит в Москве и является одним из ключевых событий в области дошкольного образования современной России.

Ученые, психологи, педагоги и управленцы со всего мира (Ирландия, Индонезия, Великобритания, Гана, Индия, Иран, Китай, Литва, Норвегия, Португалия, Пуэрто-Рико, Россия, Сингапур, США, Япония – всего 24 страны) обсуждали насущные проблемы дошкольного образования в России и в мире, делились опытом, обменивались мнениями и приобретали новые знакомства.

ГОУ ВО МО «ГСГУ» представляли преподаватели Иванова Галина Викторовна, кпн, доцент и Губанова Наталья Федоровна, кпн, доцент педагогического факультета кафедры начального и дошкольного образования.

Научные секции проходили на разные темы: «Развитие качества дошкольного образования», «Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка», «Глобальное будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации», «Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» и др. Рассматривались вопросы, какого педагога ждет современный дошкольник? Каковы потребности детей с ОВЗ и их родителей? Надо ли в детском саду учить детей читать и изучать иностранные языки? Куда мы идем уже сегодня? 

Конференция позволила увидеть консенсус, обсудить проблемы на международном уровне, обговорить их решение, прийти к тому, что будущее  в настоящем.

20.05.2018 г.

Иванова Г.В.,

кпн, доцент кафедры НДО

 


I Всероссийская научно-практическая конференция

«Современное детство:

психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования»

         Преподаватели педагогического факультета Н.Ф. Губанова, к.п.н., доцент и Г.В. Иванова, к.п.н. доцент кафедры НДО приняли участие в научно-практической конференции, организованной Институтом детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Общественной Палаты Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К участию в конференции были приглашены научные работники, специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы образования; руководители и специалисты психолого-педагогических консилиумов дошкольных образовательных организаций; руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, социальные педагоги, зам. директоров школ по воспитательной работе, руководители и педагоги организаций дополнительного образования, студенты, родители дошкольников. 

В пленарном заседании конференции (в Общественной Палате Российской Федерации) приняли участие ведущие российские эксперты в области дошкольного образования – Асмолов А.Г., Абанкина И.В., Веракса Н.Е., Волосовец Т.В., Слободчиков В.И.

Секционные заседания (в РАО) были посвящены обсуждению вопросов дошкольного детства, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; организации воспитательного процесса на разных уровнях общего образования и в условиях разных образовательных организаций; социально-педагогического сопровождения современной семьи и детства.  Предлагаемые к обсуждению темы: особенности развития речи современного ребёнка (Ушакова О.С., Филичева Т.Б.), особенности обучения и воспитания детей раннего возраста (Приходько О.Г.), организация обучения детей с ОВЗ (Баряева Л.Б., Кутепова Е.Н.), условия экологического воспитания (Николаева С.Н.), выявление одаренности у дошкольника (Богоявленская М.Е.), особенности организации физического воспитания и использование здоровьесберегающих технологий (Егоров Б.Б., Сагайдачная Е.А), психологические особенности современных детей (Кравцова Е.Е.),  роль социального педагога в жизни семьи (Гурьянова М.П.) и др.

         В ходе конференции были организованы панельные дискуссии и круглые столы, на которых обсуждались актуальные вопросы дошкольного образования: объединение детских садов и школ, инклюзивное образование, реформы общеобразовательной школы и др.

 

Материал подготовлен Н.Ф. Губановой, к.п.н., доцентом кафедры НДО

 

 


Общее собрание членов МАНПО.

Международная научно-практическая конференция к 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко

         Два значительных события международного уровня произошли во второй декаде марта 2018 г. Первое из них посвящено традиционному годичному собранию членов Международной академии наук педагогического образования, на котором были подведены итоги работы за 2017 год. Академия своей деятельностью подтвердила, что она стала важнейшей реалией творческого содружества научно-педагогической общественности. Ее деятельность создает объективные предпосылки для прогнозирования и разработки концепции развития общего и педагогического образования. Академия является надежным партнером Минобрнауки РФ, РАО, органов управления образованием в регионах СНГ, является членом неправительственных организаций Комитета Совета Федерации по науке, культуре и экологии, ее представители участвуют в парламентских слушаниях Московской областной Думы, Государственной Думы, в круглых столах Общественной Палаты. Продолжено деловое взаимодействие МАНПО с зарубежными партнерами (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Республика Украина, Луганская народная республика, Китай, Германия, Финляндия и др.).

         ГСГУ в рамках коллективного членства (возглавляет Центральное (коломенское) отделение академик МАНПО, д.и.н., проф. А.Б. Мазуров) был награжден дипломом; дипломами отмечены декан педагогического факультета, д.п.н., проф. О.Б. Широких, зав. каф. НДО, к.п.н., доцент Т.Ю. Макашина, к.п.н., доцент Н.Ф. Губанова и др. члены Академии.

         Второе событие посвящено юбилею выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко. На Международной научно-практической конференции "Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития", состоявшейся в МГОУ, были раскрыты основные черты макаренковских учений. Автор системы воспитания человека в коллективе и через коллектив, известной во всем мире, А.С. Макаренко доказал действенность своих находок, в которых системообразующим видом стала трудовая деятельность детей и подростков, способствовавшая их полноценному развитию. Ключевой доклад о наследии А.С. Макаренко был сделан д.н.п., проф. Л.В. Мардахаевым. Большой интерес вызвали выступления д.п.н., проф., президента МАНПО Е.И. Артамоновой, д.п.н., проф. В.П. Сморчковой, д.п.н., проф. Л.А. Степановой, вице-президента Российской общественной организации "Макаренковское содружество" и др. На конференции прозвучали доклады о роли педагога в общественном пространстве, о воспитательной системе вуза. На секции "Теория и практика дошкольного образования в контексте десятилетия Детства"  выступила к.п.н., доцент кафедры НДО Н.Ф. Губанова с докладом на тему "Особенности организации культурной среды в воспитании будущего педагога".ФA и др.

 


Международная конференция по актуальным проблемам образования

 

В последний день января в прошла III Международная научно-практическая конференция на тему «Язык и актуальные проблемы образования», организованная при совместном участии Российской академии образования, Международной академии наук педагогического образования, Московского государственного областного университета и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. На форум съехались ученые, аспиранты, студенты и работники образовательных учреждений из России, ближнего и дальнего зарубежья. Конференция стартовала в день 90-летия Ф.А. Сохина, известного психолога, лингвиста и педагога, посвятившего свою жизнь исследованию проблем детской речи и особенностей лингвистического развития ребенка. Проведенная в период, названный в России Десятилетием Детства, конференция убедительно показала, что в современном образовании детей существует ряд важнейших вопросов, которые требуют внимания всего общества, это касается прежде всего, формирования духовно-нравственной стороны ребенка, организации воспитательного процесса, поддержки детей из малообеспеченный семей, детей с особыми проблемами в развитии, проявления чуткого отношения в детям, в целом. В пленарном заседании прозвучали доклады на актуальные темы образования: об инновационных тенденциях педагогического образования (Е.И. Артамонова, д.п.н., проф. МГОУ, президент МАНПО), о характерных чертах русского языка (П.А. Лекант, д.фил.н., проф. МГОУ),  о развитии языковой личности дошкольников (О.С. Ушакова, д.п.н., проф. РАО), о проблемах детского билингвизма (Х. Кючуков, д.п.н., проф. Силезийского университета, Польша), о поддержке детской инициативы (Н.Е. Веракса, д.псих.н., проф. РАО) и др.

         Специально была выделена дошкольная секция, на которой были детально обсуждены вопросы воспитания и развития дошкольников. В секции приняли участие известные ученые-педагоги, занимающиеся проблемами дошкольного образования (О.С. Ушакова, В.В. Абраменкова, М.Б. Зацепина, И.А. Лыкова, Л.Н. Невская, В.И. Яшина, Г.П. Новикова и др.). На секции выступила с докладом Н.Ф. Губанова, к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования по проблеме развития дошкольников в процессе игрового общения.
 

Международная конференция по цифровой образовательной среде

         Крупнейшей российской и европейской коммуникационной площадкой выступил Центр международной торговли в Москве, по инициативе «Рыбаков фонда» пригласивший более 4000 профессионалов и 300 спикеров из 70 стран, стал центром притяжения мировых экспертов, ректоров, директоров учебных заведений для обсуждения вопросов цифрового образования. Конференцию открыли А. Дворкович, зам. Председателя Правительства РФ, А. Фурсенко, помощник Президента РФ, Л. Огородова, зам. Министра образования и науки РФ, А. Черникова, ректор МИСиС, И. Рыбаков, основатель «Рыбаков Фонда».

         Дискуссии развернулись в рамках нескольких треков: «Высшее образование: завтра уже сегодня», «Прорывные инновации в школьном образовании», «Технологии современного детства»,  «Новые технологии в корпоративном обучении», «Проектный интенсив Социобизнес-2017», «Национальное общество технологий в образовании (НОТО)», а также были представлены несколько конкурсов по онлайн-курсам, инновациям в образовании, хакатон по созданию проектов и др.

         Известные спикеры выступали параллельно на нескольких площадках. Наиболее животрепещущими были доклады: «Диджитализация образования: взгляд ректоров»; «Секреты успеха финского образования», «Масштабирование образовательных инноваций» (Саку Туминен, Финляндия); «НОТО» (П. Лукша, «Сколково»); «MOOC в мире» (Д. Шах, США), «Инновационные школы мира» (Е. Ямбург, Россия; М. де Худ, Нидерланды) и др.

         Общие идеи: цифровые технологии шагнули далеко, искусственный интеллект изобретен, но ведущая роль человека в общественном пространстве - остается в приоритете; "человек ведет цифру, а не наоборот".

         В конференции  приняла участие Губанова Н.Ф., доцент кафедры НДО ГСГУ.

 


VI Ежегодная Международная научно-практическая конференция

«Воспитание и обучение детей младшего возраста»: дан старт сотрудничеству

         Ключевое событие в области дошкольного образования произошло в Москве в МГУ им. М. В. Ломоносова - состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

     Конференция собрала экспертов из 25 стран и 75 субъектов Российской Федерации. Мероприятие ежегодно проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Российской академии образования, Российского психологического общества, Всемирного банка, Общественной палаты РФ.

         На торжественном открытии конференции с приветственным словом выступили председатель Организационного комитета Конференции, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, президент РАО Л. Вербицкая, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Л.Н. Духанина. Спикеры отметили возрастающую роль дошкольного образования в обществе, обозначили ключевые темы предстоящей работы.

      Одним из результатов международного сотрудничества в рамках Конференции стало подписание соглашений между Американской психологической ассоциацией (АРА) и Российским психологическим обществом; Российским психологическим обществом и Испанской психологической ассоциацией.

        Американскую делегацию на конференции возглавил президент Американской психологической ассоциации, доктор философии, профессор Антонио Пуэнтэ. Испанское психологическое сообщество представил профессор Франциско Сантояла Очандо. С российской стороны соглашения завизировал президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО, профессор Ю.П. Зинченко. Дан старт сотрудничеству: в 2019 году состоится Европейский психологический конгресс, который Европейская федерация психологических ассоциаций впервые в истории проведёт в России, в Москве.

         В рамках Конференции прошли три пленарных заседания, 17 научных секций по наиболее актуальным темам дошкольного образования с участием отечественных и зарубежных экспертов. На пленарном и секционном заседаниях представили доклады ведущие ученые России и мира (См. Программу на сайте www.eccecconference.com). На научной секции «Подготовка педагогических кадров», возглавляемой И.М. Реморенко (Россия) и А. Пуэнтэ (США) выступила с докладом доцент кафедры начального и дошкольного образования ГСГУ Н.Ф. Губанова.

         В последний день Конференции прошла Открытая образовательная программа для педагогов и родителей. Количество зарегистрировавшихся участников составило 2250 человек. Партнеры конференции, авторы ведущих образовательных программ, разработчики информационных и мультимедиа-ресурсов, практикующие психологи, методисты детских издательств делились с участниками наиболее интересными практиками на семинарах, лекциях, мастер-классах.

         В рамках Открытой образовательной программы на заседании круглого стола педагоги и родители пообщались с авторами наиболее востребованной в ДОО программы «От рождения до школы» и затронули вопросы оценки качества образования. На круглом столе выступили авторы программы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова, М.Б. Зацепина, Н.Ф. Губанова.

         Работала специализированная выставка-ярмарка «Современное дошкольное образование», на которой 30 компаний представили инновационные разработки, технологии и методики в сфере дошкольного и начального школьного образования.

         Среди участников выставки 2017 года: Школа счёта «Соробан», издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», «Дрофа-Вентана», «Просвещение», «Национальное образование», «CLEVER», «Манн, Иванов и Фербер», Издательский дом МГУ им. М. В. Ломоносова; журнал «KUTIS» (Литва) и образовательный анимационный проект «Малышарики», методический центр «РАЗУМ»; инновационные конструкторы: MAGFORMER, WAVEPLAY, BONDIBON; компании, специализирующиеся на производстве развивающих игрушек и оснащении предметно-пространственной среды детского сада: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Дошколка.ру, РОСИГРУШКА, Монтессори-Питер, Кубики Чаплыгина, Игрушечный домик; интерактивное оборудование и приложения: Fountain Digital с продуктом VIRRY, компании SAND STOL, NexTouch, ИНФОМИР; детские тренажеры «MOOVE&FUN» и другие.

Материал подготовлен Н.Ф. Губановой, к.п.н., доцентом кафедры НДО


Московский международный салон образования: образ настоящего и будущего в образовании

 С 12 апреля по 15 апреля в 75 павильоне ВДНХ состоялся Московский  международный салон образования, организованный по распоряжению           Правительства РФ Министерством образования и науки Российской Федерации.

 ММСО в 2017 году стал масштабной картой образования с индивидуальной      навигацией для всех участников: лучший опыт, разработки, продукты и услуги  профессионального педагогического и бизнес-сообщества были представлены как в  деловой программе, так и в выставочном пространстве.

 Программа этого года формировалась из нескольких источников: мероприятия департаментов Минобрнауки России и министерств-участников Оргкомитета Салона, заявки от представителей профессионального сообщества, предложения участников Экспертного совета.

Содержание программы было сгруппировано по интересам 19 профессиональных групп и сообществ – педагогов и психологов, руководителей образовательных организаций и методистов, родителей и представителей бизнеса. Концепция Салона этого года, темой которого стала «Новая экосистема образования», нацелена на поиск и выстраивание интеграции между различными участниками образовательного процесса.

В этом году ММСО впервые прошел под патронатом ЮНЕСКО: с 2017 года Салон официально вносит вклад в выполнение стратегических целей программ ЮНЕСКО в сфере образования «Образование 2030».

Более 100 российских вузов приняли участие в работе кластера «Высшее образование». Руководители и преподаватели вузов обсудили ряд актуальных для представителей высшей школы тем: образовательная среда, стратегия инженерного образования, развитие IT-образования, эффективная организация кампуса, рейтинги вузов и развитие инноваций, бизнес-инкубаторы и эндаументы; опорные вузы и многие другие вопросы.

Традиционно программа Салона включала широкую повестку вопросов, связанных с деятельностью современной школы, и впервые – расширенную повестку дошкольного образования. Одной из площадок Салона стал зал "Луначарский", в котором была представлена программа дошкольного образования "Образование для процветания" (под ред. Т.С. Комаровой, С.С. Славина), проект "Одаренный ребенок" и опыт их внедрения в Якутии, о чем рассказали спикеры конференции А.И. Савенков, д.п.н., д.псих. н., профессор МГПУ, Т.С. Комарова, д.п.н., профессор МПГУ, представители Министерства образования Якутии и др. Нам, гостям конференции, было интересно поучаствовать в дискуссиях на различных площадках.

Материал подготовлен Н.Ф, Губановой, к.п.н., доцентом кафедры НДО.


Юбилейная конференция в Пушкино

19 апреля состоялась X Международная научно-практическая конференция в г. Пушкино, по традиции инициируемая Международной академией наук педагогического образования на базе Института развития образовательных технологий. По традиции конференцию открыла Президент МАНПО Е.И. Артамонова, д.п.н., профессор МГОУ словами: "В современных социокультурных условиях закономерно расширение профессиональных педагогических контактов в русле решения проблем преемственности и непрерывности содержания образования. Конференция в процессе своей работы выполняет функцию по объединению ученых, педагогов и специалистов сферы образования, готовых взять на свои плечи груз ответственности за решение проблем в области улучшения качества непрерывного образования". В ходе конференции прошли пленарные и секционные заседания, на которых были затронуты актуальные проблемы современного образования - от детского сада до вуза. Особое место заняло обсуждение вопросов образования в Московской области,  в частности, программы "Образование Подмосковья", которая рассчитана для реализации на 2014 - 2025 гг.

         Начальник Управления образования Пушкинского муниципального р-на И.Н. Богачева, к.п.н., член-корр. МАНПО подчеркнула, что современная система образования в России одна из самых прогрессивных, в центре образования стоит педагог, размышляющий над собственным трудом, обладающий высоким творческим потенциалом для воплощения задуманного. В конференции приняли участие преподаватели подмосковных вузов МГОУ, АСоУ, ГСГУ, а также специалисты управлений образования, работники школ и детских садов.

         В конференции от кафедры начального и дошкольного образования ГСГУ по проблеме социокультурного развития дошкольников с докладом выступила Н.Ф. Губанова.

         Завершилась конференция принятием резолюции, в которой было подчеркнута объединяющая роль МАНПО и ИРОТ в деле развития образования в Московской области, в России и за рубежом.

         Материал подготовлен Н.Ф. Губановой, к.п.н., доцентом кафедры НДО.


Научно-практическая конференция в Общественной Палате РФ «Профессиональная компетентность воспитателя ДОО в контексте профессионального стандарта «Педагог»

 

         Представителей более чем из 30 регионов России собрала научно-практическая конференция, которая прошла в Общественной Палате 14 марта 2017 г., организаторами выступили МПАДО и ИИДСиВ РАО.  В пресс-релизе конференции сказано: «Современное образование предъявляет высокие требования к педагогу как главному ресурсу достижения качества образования».

         Открыла конференцию генеральный директор издательства «Мозаика-Синтез» А.М. Дорофеева, которая поздравила с юбилеем известного российского ученого в области дошкольного образования, профессора Белую Ксению Юрьевну.

         В первой части прозвучал доклад директора ИИДСиВ РАО Т.В. Волосовец, сделавшей в своем выступлении акцент на проблеме повышения качества дошкольного образования. При этом она намекнула на то, что стандарт «Педагог» не скоро будет вводиться в практику дошкольного образования (предположительно с 2019 г.) в силу своей противоречивости и сложности восприятия практиками, чем немало удивила присутствующих и вызвала гул одобрения. Она обозначила те проблемы, решение которых требуется в первую очередь: это открытие ясельных групп, консультативных пунктов для ро